Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого отклонения психического развития сопровождаются нарушениями речи. В связи с этим одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности, у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. Это проявляется в недостатках зрительного восприятия, нарушениях памяти, снижении уровня развития мыслительной деятельности, а также нарушениях внимания и моторики.
Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речь.
Речь есть особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.
С психологической точки зрения речь можно рассматривать как совокупность навыков, необходимых для осуществления коммуникативного поведения (Л. С. Выготский, Л. В. Сахарный, А. А. Леонтьев).
Долгие годы проблема ЗПР являлась объектом изучения многих исследователей, таких, как Н.Ю. Борякова , Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, И.Ф. Марковская, Е. С. Слепович, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, в трудах которых представлены научные данные об особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы этих детей.
Имеющиеся в науке исследования устной речи детей с ЗПР отражают особенности произносительной стороны речи, употребление грамматически х форм слова и словообразовательных моделей, состояние связной речи (Н.Ю. Борякова, Г.Г. Голубева, С.В. Зорина, О.В. Иванова, И.Г. Кузнецова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Е.С. Слепович, Н.В. Серебрякова, Р.Д. Тригер, А.А. Хохлова и др.).
В специальных исследованиях обобщены научные данные, характеризующие развитие различных аспектов речи детей с ЗПР, вместе с тем трудности, которые возникают у названной категории дошкольников при овладении лексико-грамматическим строем речи, изучены недостаточно.
Объект исследования – словоизменение у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – Развитие операций словоизменения у детей дошкольного возраста с ЗПР
Цель исследования: изучить особенности развитие операций словоизменения у детей дошкольного возраста с ЗПР
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования операций словоизменения в онтогенезе
2. Определить особенности словоизменения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития операций словоизменения у детей дошкольного возраста с ЗПР
4. Разработать комплекс логопедических мероприятий по развитию операций словоизменения у детей дошкольного возраста с ЗПР;
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
Эмпирические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1 Словоизменение как часть грамматического строя речи и особенности его развития в дошкольном возрасте
Процесс формирования операций словоизменения включает в себя развитие лексической и грамматической стороны речи.
В лингвистике термин «грамматика» используется в нескольких значениях. Во-первых, этим термином обозначают грамматический строй языка, во-вторых, раздел языкознания, включающий свод правил изменения слов и их сочетания в предложении [13].
Методика развития речи предполагает усвоение детьми грамматического строя языка.
Грамматический строй – это система взаимодействия слов друг с другом в предложениях [6].
Различают следующие уровни грамматического строя: морфологический и синтаксический. Морфологический уровень предполагает умение овладевать приемами словоизменения и словообразования, синтаксический уровень предполагает умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении [17].
К. Д. Ушинский называл грамматикой логику языка, помогающую материализовать мысли и сделать речь организованной и понятной для окружающих. Этапы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речи рассматривались в работах А. Н. Гвоздева, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. И. Лепской, А. Г. Арушановой, М. Ф. Фомичевой и других.
Основным источником развития грамматических навыков у детей, по мнению А.Г. Арушановой, является повседневное общение и совместная деятельность с близкими взрослыми.
В младшем дошкольном возрасте общение носит ситуационно-деловой характер, в старшем становится внеситуативным. В семье такое общение возникает и происходит спонтанно, непроизвольно.
В.М. Смирнов считал, что на третьем году жизни нормально развивающийся ребенок начинает высказывать простые суждения о простых предметах и явлениях, используя при этом как однословные, так и многословные предложения [14].
Недостаточная осознанность и произвольность – характерная черта детской речи на ранних этапах ее формирования, связанная с активным участием правого полушария в организации речевого акта. А в формировании сознательного и произвольного использования речевых средств главная роль принадлежит структурам доминантного в речи полушария головного мозга. В этот период дети овладевают речедвигательными алгоритмами родного языка, что является следствием отработки правильного произношения фонем, усвоения первых грамматических форм, появления многословных предложений, придаточных предложений и, в конце третьего год жизни - соединительных союзов и местоимений. Основное формирование функциональной системы речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни.
Первые предложения обычно заимствованы из речи взрослых или являются произведением ребенка, на что указывают их оригинальность и неповторимость. Слова, употребляемые детьми в исходных словесных сочетаниях, употребляются ими в заимствованной из чужой речи форме, без преобразования их в нужную грамматическую форму.
Словоизменение в русском языке отличается большим разнообразием флексий, которые систематизируются при образовании в разные типы склонений именных и глагольных спряжений. Сложность системы флексии затрудняет или даже делает невозможным овладение ребенком всеми формами словоизменения одновременно. Последовательность овладения ребенком грамматическими формами слова определяется семантикой и частотой употребления в речи окружающих.
Словоизменение — это образование форм одного слова (словоформ), то есть такие регулярные видоизменения слова, которые различаются морфологическими значениями, но не затрагивают его лексические значения и принадлежности к определенной части речи[11].
При слово¬из¬ме¬не¬нии тождество слова (лексемы) не нарушается (т. е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах), в отличие от слово¬обра¬зо¬ва¬ния, где от одного слова образу¬ют¬ся другие, отличные от него слова.
Словоизменение в некотором классе слов представляет собой измене-ние по определённой грамматической категории или категориям, которые называются слово¬из¬ме¬ни¬тель¬ны¬ми для данного класса слов. Например, для русских существительных слово¬из¬ме¬не¬ние состоит в изменении по падежам и по числам: «сад — са́да — са́ду» и т. д., «сады́ — садо́в — сада́м» и т. д.
Слово¬из¬ме¬не¬ние имён, то есть существи¬тель-ных, прилагательных, числительных, место¬име¬ний, иногда называ¬ет¬ся также склонением, а слово¬из¬ме¬не¬ние глаголов — спряжением (однако в более узком смысле склоне¬ние обозначает только изменение имен по падежам, спряже¬ние — только образо¬ва¬ние личных форм глаголов)[13].
В качестве синонима термина «слово¬из¬ме¬не¬ние» может употреб¬лять-ся также термин «формо¬обра¬зо¬ва¬ние», однако некоторые лингвисты употребляют последний в несколько ином значении.
В качестве условного эталона закономерностей формирования детской речи в логопедической практике принято использовать схему развития нормальной детской речи, предложенную А.Н. Гвоздевым [9].
Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассмотрено А.Н. Гвоздевым в книге «Вопросы изучения детской речи». Он считает, что грамматический строй речи усваивается ребенком в виде грамматических категорий определенного значения. Время и последовательность их усвоения зависят от характера значений. Наиболее трудными для усвоения являются формы, конкретное значение которых не связано логикой детского мышления, то есть то, смысл чего неясен [4].
А.Н. Гвоздев писал, что в первую очередь усваиваются категории с ясным и конкретным значением, легко понятные ребенку. Вначале ребенок усваивает число существительных (1 год 10 месяцев), разницу между уменьшительно-ласкательными и неуменьшительно-ласкательными существительными: кот – котик. Повелительная форма усваивается детьми рано, так как выражает различные желания, имеющие большое значение для ребенка.
Сложнее усваиваются отношения, связанные с предметами и пространством (падежи), временем (времена) и участниками речи (лица глаголов). Позже (2 года 10 мес) усваивается условное наклонение, так как оно выражает нечто предполагаемое, а на самом деле не существующее. Трудно и долго усваивается категория рода. Это происходит не путем механического запоминания, а связано с морфологическим строением существительных.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 4-7 лет [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с.
2. Волкова Л.С. Логопедия [Текст] / Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос, 2010. – 704 с.
3. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с.
4. Воротникова Г. В., Никитина Н. Г., Платонова Н. М. Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. – Общество с ограниченной ответственностью" Центр научного сотрудничества" Интерактив плюс" Конференция: общество и наука: векторы развития Чебоксары, 27 сентября 2023 года Организаторы: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс».
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс ; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. – 470
6. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - СПб.: Питер, 2010. - 862 с.
7. Григорьева В. М., Талипова О. А. Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Молодежь и системная модернизация страны. – 2020. – С. 248-252.
8. Гуженкова, Н. В. К вопросу об особенностях грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / Н. В. Гуженкова, И. А. Павлова. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 111-113.
9. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева. – М.: Книго Мир, 2013. – 320 с.
10. Золотарева И. В., Шашкина Г. Р. Особенности психомоторных функций у дошкольников с задержкой психического развития //Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика. – 2020. – С. 159-162.
11. Лалаева, Р.И. Логопедия [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
12. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Издательство «Союз», 2001. – 224 с.
13. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 31 с.
14. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович.– М.: Академия пед. наук РСФСР, 1976. – 94 с.
15. Мишурова Г. В., Погореленко А. П., Гладких М. К., Евдокимова И. В. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 120-123.
16. Радина, Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Радина. – М.: Просвещение, 2013. – 315 с
17. Смирнов В. М. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. М. Смирнов, А. В. Смирнов. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
18. Соломаха, Л.С. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л.С. Соломаха. – СПб.: Детствопресс, 2012. – 240 с.
19. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 224 с.
20. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 2012. – 275 с.
21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: Логопедия, 2015. – 342 с
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Сфера, 2014. – 288 с.
23. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с.
24. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Логопед в детском саду. – 2013. – № 3. – С.65- 71.
25. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: Аркти, 2015. – 240 с.
26. Шанский, Н.М. Лексика. Словообразование [Текст] / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 3-47.
27. Шахова, И.П. Игра как средство формирования предложнопадежных конструкций в речевой практике детей с ОНР [Текст] / И.П. Шахова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 6. – С. 58-60.
28. Ясонова, А.В. Руководство игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательных учреждениях [Текст] / А.В. Ясонова. – Калуга.: Фаби, 2008. – 125 с